Возникли вопросы? Свяжитесь с нами: +7 (3842) 57-46-57

Пассажирский транспорт города Кемерово в годы Великой Отечественной войны

6 Май 2021

Комментарии:

0
 Май 6, 2021
 0
Категория: Новости

В годы Великой Отечественной войны понятие «общественный транспорт» применительно к автомобильным пассажироперевозкам исчезло, автобусное сообщение в Кемерове прекратилось.
Организованное в январе 1943 года при Кемеровском облисполкоме Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог имело в своём распоряжении несколько старых легковых и грузовых машин, а также гужевые повозки, перевозившие хлеб и другие продукты. И ни одного автобуса… Они были отправлены в прифронтовые зоны. Их использовали для эвакуации граждан и передислокации войск.
В те непростые годы на помощь кемеровчанам пришёл трамвай.
Ещё в мае 1940 года в Кемерове открылось трамвайное сообщение. За первую половину 1940 года в трамвайном парке появились три трёхвагонных состава, то есть 9 вагонов серии «X». Среди них — 3 моторных вагона и 6 прицепных.
В годы войны коллектив трамвайного парка перешёл на круглосуточный режим работы. На линии трамваи ходили с 5 часов утра до 2 часов ночи, то есть работали они 21 час в сутки.
Трамваи выполняли и другую работу, помимо перевозки горожан. В ночное время в трамвайных вагонах по Кемерову перевозили заготовки и детали для кемеровских предприятий между цехами. Например, заготовки завода КЭМЗ, который размещался частично на территории трамвайного парка, а частично в помещениях центрального универмага, на улице Кирова. КЭМЗ изготавливал электрические двигатели для того, чтобы приводить в движение поворотный механизм башни танка и осуществлять горизонтальное прицеливание танковой пушки.
Когда началась война, 80% мужчин, трудившихся в трамвайном парке, ушли на фронт. Их место заняли женщины. Зимой, после смены, женщины-вагоновожатые и кондукторы выходили на расчистку путей, а летом занимались ремонтом. Трамвайные вагоны в то время не отапливались. Поэтому завод выдавал водителям валенки и овчинные тулупы. А вот кондукторам приходилось самостоятельно обеспечивать себя теплой одеждой.
В августе 1941 года в Кемерово пришли составы с оборудованием эвакуированного Харьковского электромеханического завода. Самое большое и наиболее подходящее помещение под него было трамвайным парком. Поэтому он был переведён во временное строение каркасно-насыпного типа с одной смотровой канавой и несколькими бытовками. Вся ремонтная база депо состояла из одного токарно-винтового станка. Любой осмотр или ремонт подвижного состава проводился на улице при любой температуре. Так продолжалось до 1944 года, когда при расширении электромеханического завода трамвайный парк был снесён, а весь подвижной состав был переведён на Дворцовую улицу. Там условия были ещё хуже. Смотровая яма была просто выкопана в земле, и над ней был натянут навес. Для обогрева слесарей, оттаивания смазочных материалов был отремонтирован первый этаж маленького двухэтажного жилого дома.
В начале 1945 года Кемеровским электромеханическим заводом было принято решение построить трамвайного депо по адресу: пр. Советский, 1. В 1947 году здание было сдано в эксплуатацию, и поныне оно является трамвайным депо.
Много было в военное время и неожиданных на первый взгляд историй. Вот одна из них. В военные годы в Кемерове работали 12 эвакуационных госпиталей. В них лечили раненых, которых доставляли санитарными поездами. Поезда с ранеными прибывали на старый железнодорожный вокзал на улице Карболитовская, откуда силами городских предприятий их развозили по госпиталям. Большинство медучреждений были расположены в центре Кемерова. Например, эвакогоспитали находились в экономическом корпусе кемеровского университета, в гимназии №1, в травматологическом отделении городской больницы № 3 на улице Островского, в химико-технологическом техникуме, который до войны находился на площади Пушкина, еще один находился близ областной библиотеки, то есть все они располагались недалеко от трамвайного маршрута. Однажды произошла накладка – транспорт с предприятий не пришел, везти бойцов было не на чем. А раненые не могли ждать. Тогда военный врач одного из госпиталей подошел к трамвайному вагону и, объяснив ситуацию, реквизировал трамвайный поезд на нужды армии, чтобы развести раненых. Пассажиры, поняв сложность ситуации, сошли с трамвая и добирались до работы самостоятельно. Таким образом, благодаря кемеровскому трамваю, проливавшие за родину кровь бойцы были быстро доставлены на лечение.
В июне 2016 года в Кемерове был торжественно открыт памятник «военному» трамваю, он представляет собой отреставрированную копию трамвайного вагона серии «Х». Специалисты-электротранспортники воссоздали его по чертежам. И теперь он стоит в центре города, напоминая кемеровчанам о тяжелых годах Великой Отечественной войны.

победный трамвай

Добавить комментарий